Реализация ИПДО осуществляется в Казахстане с 2005 г. по инициативе Главы Государства Н. А. Назарбаева. Этот проект имеет высокий статус международного, политического и антикоррупционного характера и направлена на прозрачность доходов компаний и правительства в добывающем секторе, доступная населению.
На законодательном уровне закреплена нормативная база, обязывающая недропользователей предоставлять отчетность по налогам и другим платежам в бюджет страны, подтвержденную аудитом в соответствии с международными стандартами.
Кроме этого, из республиканского бюджета на ежегодной основе выделяются средства для изготовления национальных отчетов по ИПДО, осуществляемой независимой аудиторской компанией, привлекаемой на конкурсной основе в соответствии с законом о государственных закупках.
Для координации реализации ИПДО в стране действует Национальный Совет Заинтересованных сторон (НСЗС), в составе которого представители Правительства, депутатов Мажилиса Парламента, ассоциаций нефтедобывающих, горнорудных компаний и неправительственного сектора. Все решения принимаются на консенсусной основе.
Все мероприятия проводятся в соответствии с рабочим планом, реализация которых контролируются Национальным Секретариатом ИПДО. Проводятся конференции, круглые столы, семинары, брифинги, рабочие встречи и т. д. Все мероприятия широко освещаются в СМИ, на официальных сайтах: Комитета геологии и недропользования, ассоциаций, НПО и других.
Согласно новому стандарту к 2020 году все страны, поддерживающие ИПДО, опубликуют данные о бенефициарах (конечных владельцах) добывающих компаний. Стандарт также требует, чтобы политически значимые лица обеспечивали прозрачность относительно их права собственности в нефтяных, газовых и горнодобывающих компаниях.
Личность фактических собственников – «бенефициаров» – добывающих компаний часто бывает неизвестна, будучи сокрыта за цепочкой неподотчетных юридических лиц. Эта проблема влияет и на другие секторы и часто является питательной средой для коррупции и уклонения от налогов. Люди, живущие в богатых природными ресурсами странах, рискуют особыми потерями, поскольку активы добывающих отраслей слишком часто используются нерационально и в коррупционных целях.
Скрытое право собственности также создает проблемы для честных компаний, поскольку они не знают точно, с кем они имеют дело. Публикация информации о фактических собственниках поможет в обеспечении однородной конкурентной среды для всех компаний и даст им возможность понять, с кем они ведут бизнес.
Эта информация будет общедоступной и будет публиковаться в Отчетах ИПДО и/или открытых реестрах. Требования ИПДО вызвали проведение реформ в 20 странах, которые в настоящее время работают над созданием открытых реестров.
С целью обсуждения вопросов, касающих бенефициарного права, Гражданским альянсом Мангистауской области была организована общественная дискуссия по внедрению бенефициарного права в Казахстане, где участвовали представители государственных органов городского и областного уровней, добывающих компаний, партии НурОтан, СМИ, НПО, также лидеров общественного мнения. Ахметова Жибек проинформировала участников о вкладе добывающих отраслей в экономику Казахстана и прогрессе страны в реализации ИПДО. Участники обсудили разработанную «Дорожную карту» по бенефициарному праву, барьеры и возможности реализации бенефициарного права, выработали рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства.