30 марта 2018 года в 11.00 часов в городе Актау в конференц зале гостиницы Silk Way был проведен круглый стол на котором были презентованы итоги исследования «Индекс открытости местных бюджетов в Казахстане – 2016», которое было проведено ОФ «Центр бюджетного анализа и экономического мониторинга» при поддержке ФСК. На круглом столе участвовало 20 человек, в том числе представители государственных органов, члены общественных советов, НПО, СМИ.

Круглый стол вела Ахметова Жибек (эксперт по Мангистауской области, президент ОЮЛ «Гражданский альянс Мангистауской области»).

В ходе круглого стола представитель Департамента Агенства по государственной службе и противодействию коррупции Ербол Жумабай отметил о важности деятельности государственных органов и они должны быть максимально открыты для общественности, чтобы граждане могли высказать свои мнения и предложения по решению тех или иных вопросов.

Из Астаны на круглый стол был приглашен эксперт Куаныш Оналбаев, координатор ОФ «Zertteu Research Institute» который представил итоги исследования с подробным изложением материала об НБСК, об итогах исследовании по нашей стране в разрезе областей, о рейтинге Казахстана в этом индексе, разъяснил позицию Казахстана по сравнению с другими государствами, участвовавшими в этом индексе.

                Также местный эксперт Ахметова Жибек рассказала как проходило исследование, были разъяснены  цифры за три года в сравнении Мангистауской области с другими областями, были определены причины и факторы низкого индекса Мангистауской области, это плохая работа сайтов (информация не обновляется, документы очень сложны для чтения простому обывателю), также было отмечено, что по Мангистауской области государственные органы недостаточно взаимодействуют по вопросам проведения общественных слушаний, проведения общественного мониторинга по бюджетной прозрачности.

Рекомендации участников круглого стола

Для акимата:

  • Необходимо вовлекать общественность на всех этапах бюджетного процесса в разрезе всех уровней акиматов;
  • По итогам контроля и мониторинга освоения бюджетных средств, организации мониторинговых мероприятий необходимо предоставлять доступ общественности к отчетам по контрольным и мониторинговым мероприятиям;
  • Разработать совместный с НПО план действий по повышению прозрачности бюджетного процесса;
  • Разработать и опубликовать популярную версию прогноза социально-экономического развития, отчета по социально-экономическому развитию региона;
  • Создать ситуационный центр или интерактивную карту по реализации бюджета, где гражданин мог бы увидеть освоение бюджета по интересующей его сфере (здравоохранение, спорт, образование и т.д.)
  • На этапе утверждения бюджета маслихат должен предоставлять населению информацию о бюджете проактивно, заблаговременно перед утверждением бюджета, а также проводить общественные слушания и использовать новые технологии при управлении процессом обмена мнениями и общественными дискуссиями.

Для маслихата:

  • Публиковать бюджетные инициативы депутатов (внесенные и учтенные), а также работу постоянных комиссий маслихата по бюджетному процессу.
  • На сайте маслихата разместить информацию о принятых от избирателей проблемных вопросах и их решении через бюджетное финансирование.
  • На этапе утверждения бюджета маслихату необходимо  предоставлять населению информацию о бюджете проактивно, заблаговременно перед утверждением бюджета;
  • Проводить общественные слушания;
  • Использовать новые технологии при управлении процессом обмена мнениями и общественными дискуссиями (социальные сети, блоги депутатов маслихатов, сайты маслихатов)
  • Привлекать НПО для мониторинга достижения результатов бюджетной политики;
  • Проводить исследования потребностей населения с последующим учетом в программе развития территорий и формировании ежегодных бюджетов.

Общие рекомендации:

  • Включить темы государственного социального заказа:

 —  по мониторингу бюджетной прозрачности

 —  содействие участию граждан в реализации закона «О доступе к информации»

 — вовлечение членов МСУ в процесс планирования и разработки планов развития

  • Провести обучающие курсы по финансовой грамотности  для местных СМИ, НПО.
  • Проводить обсуждение бюджетной политики и бюджетных приоритетов.
  • Отраслевым управлениям привлекать НПО к обсуждению проблем данного сектора экономики и выработке совместных предложений по их решениям.
  • Государственным органам на местном уровне необходимо обеспечить большую бюджетную прозрачность и подотчетность на этапе планирования местного бюджета. Важность доступа к подобной информации закладывает основу для эффективной деятельности государственных органов на местном уровне, направленной на удовлетворение нужд и потребностей населения.