Как и почему работают фейки, что надо учитывать при верификации информации и какими пользоваться инструментами для анализа данных — в нашем материале.

Для чего вообще создаются фейки?

Причины разные, считает Сергей Штурхецкий, председатель Независимого медиапрофсоюза Украины, автор и соавтор более 10 пособий по медиаграмотности, журналистской этике и безопасности, изданных в Украине, Казахстане и Кыргызстане.

От желания разыграть до специальных информационных операций (СИО). Но самое важное — от вас чего-то хотят добиться (изменения поведения, настроения, привычной картины мира и т. д.) в скрытом режиме.

Чтобы фейк работал и распространялся, у человека нужно отключить сознательную часть его разума. Отключить «рацио».

Самый лучший и быстрый способ — напугать, погружая объект в изменённую реальность, дать совет/руководить объектом, «спасая» его, обучая выживать / быть успешным в новой реальности. Ведь вокруг нас всё больше информации. Её невозможно проконтролировать, проверить, очистить. Мы смотрим заголовки, человеку сегодня свойственна так называемая «короткая» память, потоковое мышление.

Как работает ложь? Основные механизмы: 

  • отрицание
  • отвержение
  • искажение
  • отвлечение внимания
  • сеяние паники и тревожности

Чтобы научиться определять фейки, нужно уметь сомневаться, задавать вопросы, проверять информацию — снова и снова.

Три фактора при верификации:

1. Изобретательность, настойчивость, скептицизм и навыки.
2. Знание источников, надёжность и честность (большое количество, разнообразие и надёжность источников, которых можно разыскать и уговорить поговорить).
3. Документальное подтверждение.

Что может указывать на фейковую информацию?

Эмоции при подаче. Эмоциональная подача новостей позволяет не только привлечь внимание аудитории (мы так устроены, что «сердцем» всё воспринимаем быстрее, чем «мозгами»), но и отключить рациональность мышления, сделав «невидимыми» даже явные нестыковки.

Эксперты (мнимые). Псевдонаука. Астрологические и гомеопатические средства, средства магов и гадалок дают поразительный эффект и положительно сказываются на благосостоянии… самих гадалок и астрологов. Даже «невинный» рассказ об этих сферах и её героях (если он лишён критического анализа) говорит о том, что перед вами — не настоящая новость о не настоящей реальности.

Источник (недостоверный) — сомнительные домены, неизвестное медиа, аккаунты в соцсетях.

Юмор, шутка. Существуют юмористические ресурсы, которые сознательно продуцируют фейковый контент, они даже пишут об этом в своих исходных данных (как правило, мелким шрифтом).

Кликбейтный заголовок (капслок, знаки восклицания).

Субъективность. Предвзятость. Не настоящим новостям (как и «обычным», но некачественным новостям обычных медиа) присуща предвзятость и односторонность, то есть нарушение стандартов подачи информации. Ссылка на одну сторону, подбор экспертов (даже настоящих), которые занимают определённую позицию в конфликте, делают фейковую новость особо манипулятивной, комментирует Сергей Штурхецкий.

Вирусность распространения

Глупая мысль, как и фейковая новость, распространяется намного быстрее умной мысли и реального факта.

Что делать? Проверять.

Остерегайтесь фальшивых профилей и информации; к примеру, lemmetweetthatforyou.com позволяет запросто сделать поддельный твит — обманщики часто используют ретвиты (RT) в качестве способа создания фальшивого твита.

Фальшивые отметки о подлинности аккаунта.

Обратите внимание на:

  • веб-сайты, ссылающиеся на другие веб-сайты
  • место
  • предыдущие изображения и видео
  • предыдущие статусные сообщения и твиты
  • кто друзья и подписчики авторов-источников?
  • на кого они подписаны?
  • присутствуют ли они в чьём-либо списке?

Фотографии из социальных сетей

Один из способов проверки подлинности аккаунта в соцети — анализ фотоконтента страницы. К примеру, аватара.

Узнать, действительно ли изображение принадлежит этому пользователю или было взято из Сети, можно здесь.

Помните! 

Верификация — это процесс. Путь к верификации может отличаться для каждого факта. Никогда не повторяйте и не доверяйте источникам без проверки, будь они свидетелями, жертвами или представителями властей.

Аккаунты-первоисточники могут быть манипулятивными, потому что подпитываются эмоциями или формируются плохой памятью или ограниченным кругозором.

На кого можно опираться при анализе и верификации информации:

  • учёные
  • врачи и учителя; они видят, как фейки разрушают людей, даже приносят вред жизни и здоровью
  • сознательные журналисты и политики, которые не гонятся за сенсационностью и быстрым хайпом, а понимают опасность для общества

Небольшой тест, с помощью которого вы сможете проверить свои навыки по верификации информации:

Тест: фейк или не фейк?

Источник: newreporter.org